Кто к нам с "чем" придет - тот уйдет с "кузькиной матерью"
22 ноября 2013 года Международный трибунал ООН по морскому праву в Гамбурге обязал Россию предоставить судну "Arctic Sunrise" и его экипажу возможность покинуть территорию РФ. "Российская Федерация должна незамедлительно освободить судно "Arctic Sunrise" и всех людей, которые были арестованы, под финансовые гарантии в размере 3,6 миллиона евро со стороны Нидерландов", - заявил председатель трибунала Сюндзи Янаи, оглашая приговор нашей стране. Несмотря на всенародное бурное осенне-патриотическое обсуждение этого события уголовные дела в отношении "экологов" до новогодних праздников были закрыты в связи с амнистией. Иностранцы покинули территорию Российской Федерации, увозя с собой много разнообразных впечатлений о "приключениях" в России.
Арестованное в сентябре судно "Arctic Sunrise" пока находится в порту Мурманска. С него арест не снят (!!!). И это принципиально важное и очень плохое обстоятельство для российских судовладельцев.
Кроме того, международный суд постановил, что Нидерланды выдвинули иск к России обоснованно, поскольку голландская сторона исходила исключительно из установленных фактов. Также Трибунал подтвердил, что рассмотрение дела об инциденте в Баренцевом море ПОЛНОСТЬЮ ПОДПАДАЕТ ПОД ЕГО ЮРИСДИКЦИЮ. Ради этой юридической констатации международного суда, похоже на то, и затевалась это шумное мировое "гринпис-шоу". Эта формулировка - главный международный правовой ПРОИГРЫШ РОССИИ по вине не в меру активных и безграмотных исполнителей.
* * *
АРКТИКА, правовой статус которой еще пока до конца не урегулирован, предполагает аккуратное исполнение своих обязанностей руководителями, имеющими отношения к этому региону. Подвиги, вообще, в международных отношениях не уместны. Российская Федерация как участник международного договора теперь не может не выполнять решение Международного трибунала. В этом случае в качестве ответа в соответствие с международным правом следуют реторсии со стороны государств-участников Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, то есть аналогичные ограничительные меры. Иными словами, речь идет о возникающем на основании решения Международного трибунала ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРАВЕ государств - участников Конвенции, в случае не выполнения Россией решений Международного трибунала на введение ответных ограничений прав российских физических и юридических лиц, включая арест морских судов и граждан РФ - членов экипажей. Принцип "обратной взаимности". Реторсионные действия направлены на то, чтобы побудить установившее дискриминационные меры государство отказаться от них.
В данном случае, увы, мнение МИД РФ о правомочности Международного трибунала ООН по морскому праву рассматривать дело "Arctic Sunrise" кроме ведомственного самовнушения не имеет никакого практического значения. Да и речь в оговорке, сделанной Россией при ратификации Конвенции по морскому праву 1982 года идет совершенно о другом.
Новогоднее морское юридическое похмелье
Траулер "Олег Найдёнов" был задержан в 46 милях от Гвинеи-Бисау военными Сенегала 4 января 2014 года (аккурат сразу после выезда всех иностранных "экологов" с территории РФ). Российским морякам предъявили обвинения в незаконной рыбной ловле. Сенегальские власти арестовали судно и экипаж и потребовали от владельца российского траулера штраф в размере 3 млн. долларов.
И опять пошел шум-гам тарарам (!) в эфире, благо привыкший уже к подобным новостям добродушный отечественный зритель в сборе и еще даже из-за стола не вышел. Теперь, правда, мотив другой: "наших бьют!" По ящику с утра до вечера крутят сюжеты на тему захвата российского судна. Пресса в реальном времени разворачивает "драматический сериал" на тему как на траулере-труженике заканчиваются то вода, то мыло, то туалетная бумага. Не разобравшись в обстоятельствах дела, кто только не "пиарился" на этом событии. "Наша Маша громко плачет - уронила в речку мячик".
А на официальном уровне теперь уже в роли требовательного просителя, угрожающего обратится в Международный трибунал ООН по морскому праву, выступает Россия, правда не понятно пока в чьем лице. Вот как оно вышло-то, как говорится, "шарик круглый". Да, товарищи командиры, заварили "патриотическую кашу". И что? Опять, несмотря на то, что получили уже "по соплям" в случае с "Arctic Sunrise", понеслось в народе: "атомный крейсер послать, ракетами забросать и вообще, да кто они такие супротив России !".
Сенегал может, конечно, и не "великая морская империя" только ведь не следует теперь их руководителей пытаться изображать полными "идиотами". Жизнь - то не закончится на "Олеге Найденове". Работать надо будет с ними завтра, если мы, конечно, хотим этого. Кроме того, похоже, тут, как и в случае с "Приразломной", все действия участников морских событий с "экологической точностью" просчитаны. Экономическая зона Гвинеи-Бисау - это не территориальные воды этой страны и если на самом деле капитан траулера "Олег Найденов" вел незаконный промысел в экономической зоне Сенегала, то в соответствие с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года власти Сенегала имеют право преследования по горячим следам, которое может осуществляться военными кораблями. Преследование прекращается, как только преследуемое судно входит в территориальное море своего государства или в территориальное море какого-либо третьего государства. 46 миль - это не территориальные воды Гвинеи-Бисау. Такое же право преследования есть и у российской береговой охраны. Конечно, могут возникать вопросы к обязательным условиям и процедурам преследования, но не приходится сомневаться, что в судовых журналах военных все будет отражено как надо.
Почерк работы с траулером "Олег Найденов", похоже, "гринписовский", а не привычный "сенегальский". Эти "экологи" - профессиональные люди и если будет для них интересно, то и проконсультируют запросто кого надо. Финансируются любители природы стабильно и надежно. Подготовка у них как показала история с "Arctic Sunrise" - как у очень добротно вышколенных "специалистов широкого профиля". Они выверяют свои действия до последней запятой, без суеты в соответствии с международным морским правом и действуют наверняка.
А мы-то что?
Что теперь делать? Своих в "Африке", конечно, надо защищать - это обязанность любой, уважающей себя страны. Граждане и российские компании как минимум являются налогоплательщиками, как не крути, содержат госаппарат и имеют право на защиту со стороны своего государства. Но не следует из капитана и собственника судна "Олег Найденов" преждевременно делать героев без достаточных на то юридических оснований. Теперь уже Сенегальский суд будет разбираться. "Великодержавно" вдоволь до хрипоты наоравшись три месяца назад по другому "пиратскому" делу в результате в ноябре прошлого года уже "обделались" с Нидерландами в Международном трибунале ООН по морскому праву. Еще Сенегалу теперь осталось проиграть.
Вот интересно, кто теперь будет этот рыбный "африканский узел" развязывать? Это уже политика. Один МИД не сможет обеспечить безболезненное разрешение "рыбной ситуации" между двумя странами. В случае с "Приразломной" каким-то тихим сапом пронесло от ответственности Минприроду, Минпромторг, Минэнерго и все результаты бурной деятельности по "Arctic Sunrise" легли прямо на плечи Президента и высокопоставленных сотрудников МИД. А что теперь с рыбным траулером делать? "Как бы рыбный министр" молчит как "рыба", его замы тоже. Заняты, наверное, чем-то более важным после новогодних праздников или еще печальней: совсем худо стало в Минсельхозе с уровнем специалистов по международному морском праву и управлению рыболовством в мировом океане, объяснить толком не может никто "что произошло, что делать и надо ли вообще вмешиваться в эту историю". Росрыболовство в этом случае, очевидно, рефлекторно по инерции в качестве дополнительной "госуслуги" не от хорошей жизни занимается фактически министерскими функциями.
А ведь случай этот с российским траулером, работающим в рамках международных соглашений, с большой вероятностью "должен" был произойти в любом изложении. Не надо быть провидцем. Это событие очередной раз вскрыло большие проблемы в системе госуправления рыбной отраслью в целом. Скоро уже два года "новаторской" схеме переноса государственных бумаг с одной московской улицы на другую и обратно. Количество чиновничьих кабинетов увеличилось. Что в результате? Минтранс захотел "забрать" себе рыболовный маломерный флот - пожалуйста, берите, Минсельхоз согласовывает. Рыбаки в ответ "на дыбы" встали: "иди принудительно "усыновленное" Росрыболовство к Президенту с Минтрансом взявшись вместе за руки, разруливай ситуацию". ФАС "мозг уже вынес" с историческим принципом. Сам не понимает ничего в "матчасти", в какой-то мутный блуд завел всех в отрасли и не только и хоть ты кол ему на голове теши как глухонемой все равно уперто давит на передел долей. Рыбаков "трясет", а Минсельхоз спокоен, вежлив и покладист. Зарубежные конкуренты на мировом рыбном рынке сдержано хихикают и ждут, когда русские окончательно "заблудятся".
Вопрос. Какую рыболовную политику сегодня проводит Минсельхоз в Африке, в международном рыболовстве и международной торговле рыбной продукцией в целом? А там, между прочим, в этой самой Африке Китай со Штатами и Евросоюзом в мертвой схватке сцепились - за огромные ресурсы бьются, на ближайшие десятилетия обеспечивают себя сырьем. Россия стала членом ВТО. Какая сегодня внутренняя политика в отрасли по уровню транспортных ж/д тарифов? Какая налоговая политика в рыбной промышленности? Какая политика в судостроении для рыболовства? Какие иные законные формы государственных субсидий кроме компенсации процентных ставок по кредитам для развития и поддержания конкурентоспособности российских предприятий рыбной промышленности предлагаются Минсельхозом? Десятки важных вопросов до сих пор не имеют ответов и "заморожены" уже почти два года.
* * *
С траулером "Олег Найденов" ситуация понятна. Российский рыболовный флот вдали от родных берегов работает в самом широком смысле бесконтрольно. В организационно-технологическом плане до сих пор отсутствует взаимосвязь системы технического мониторинга и фактического государственного контроля рыболовства, осуществляемого российскими судами за пределами российской экономической зоны в дальних районах мирового океана. Инспекторские и аварийно-спасательные суда ранее всегда присутствовали в ЦВА, ЮВА, АЧА, НАФО, в зоне Перу в других районах Мирового океана для обеспечения безопасности промысла, контроля за рыболовством и защиты государственных интересов. Государство всегда было рядом с рыбаками. С одной стороны это не позволяло капитанам судов нарушать межправительственные соглашения. А это не шутки, если кому-то может так показаться (к сожалению, есть и такие) - это часть большого международного сотрудничества России с внешним миром. С другой стороны, постоянные представители рыбацкого ведомства в далеких заморских странах и инспекторы Министерства рыбного хозяйства на промысле были в постоянном контакте с береговой охраной и властями прибрежных государств. Они, как правило, решали спорные ситуации без арестов судов и прекращения ведения промысла. А что сегодня?
За двадцать лет одиннадцать реорганизаций в системе государственного управления рыбной промышленностью. "Разломали" все, что только можно и даже больше. На словах хотим вернуться в традиционные дальние районы промысла. А на практике, в связи с проводимыми в среднем раз в два года структурными экспериментами и реорганизациями происходит постоянная смена членов и глав российской делегации на многочисленных международных переговорах по рыболовству, что надежно обеспечивает низкую компетентность и потерю национального авторитета. Результат - нас выдавливают везде. На международной рыболовной арене нас перестают воспринимать серьезно. Зачем? "Завтра вместо "Сидорова" у них приедет "Петров", а он первый раз у нас в стране. Тему знает плохо. Напоим кофе, культурную программу зарядим и официальный ужин, конечно, как полагается по полной схеме. "Спалим" время в своих интересах". Вот и получается в результате - Сенегал.
К сожалению, анализируя выше изложенные события, приходится вынужденно констатировать тот факт, что работать пока мы не умеем. Сами с собой договориться не можем, что уж там об Африке говорить. А надо бы учиться - Мир меняется очень быстро. "Друзей" в мире нет - только бизнес и национальные интересы.
Автор этого материала уже давно работает в другой не менее важной отрасли производства и свободен в своем мнении, однако в профессиональном плане очень хочется надеется, что этот случай с арестом траулера "Олег Найденов" станет поводом для окончательного решения о создании в стране полноценного Министерства рыбного хозяйства. Все доводы "против" исчерпаны, остались только непрофессиональные амбиции. Дальше лучше в отрасли не будет. И не следует думать, что наши предшественники, создававшие великую рыболовную державу, были глупее нас. Вот что точно можно сказать: ОНИ БЫЛИ СИЛЬНЕЕ НАС.
Во время написания этого материала в эфире прозвучала очередная новость: "В Норвежском море задержан российский рыболовный траулер "Новоазовск", приписанный к порту Мурманск и принадлежащий компании "Архангельский траловый флот". Сейчас судно буксируется в порт Тромсе кораблем норвежской береговой охраны "Нордкап"."
Завтра будет не скучный день еще у одной рыбодобывающей компании. Только ведь у российских рыбаков может и терпение лопнуть от длящегося несколько последних лет административного сериала "ЗДРАВСТВУЙ "РЫБА" - НОВЫЙ ГОД…"
p.s.
Каждую неделю в мире идут какие-нибудь переговоры с участием Российской Федерации: сельское хозяйство, лес, рыба, водопользование, транспорт, энергетика, промышленность, здравоохранение и многое другое. Практически в 50% этих мероприятий принимают участие в качестве наблюдателя или стороны переговоров представители Гринпис и/или WWF. Кто бы ни финансировал эти международные организации, как бы мы к ним не относились, и что бы ни говорили, их существование не следует недооценивать. В некоторых случаях они могут блокировать инициативы России по жизненно важным для страны вопросам. В некоторых случаях они могут влиять на правительства стран, не являющихся нашими друзьями, а таких, увы, немало. Для чего надо было в "тюремной форме" нагнетать обстановку в отношениях с этими организациями? Не понятно. Кто от этого выиграл? В любом случае протесты против добычи нефти в Арктике усилятся и вынудят Арктический Совет поставить в повестку дня вопрос об экологических инспекциях. И что самое интересное, мы с этим с большой долей вероятности согласимся.
Балашов Валентин Валентинович
13 января 2014 года
Наша справка:
Балашов Валентин Валентинович. Родился 27 сентября 1962 г. в Мурманске, в семье рыбака - капитана дальнего плавания. В 1982 году закончил Мурманское мореходное училище им. И.И. Месяцева, в 1986 году Высшую коммерческую школу при МВЭС СССР, в 1988 году Мурманское высшее инженерное морское училище им. Ленинского комсомола. Инженер-судоводитель. Работал на судах рыбопромыслового флота производственного объединения "Мурманрыбпром". В 2002 году назначен на должность заместителя начальника ФГУП "Мурманский морской рыбный порт" по эксплуатации. С 2005 по 2006 годы работал начальником отдела развития прибрежного рыболовства департамента рыбной промышленности Мурманской области. С 2006 по 2012 год - руководитель Баренцево-Беломорского территориального управления Росрыболовства (зона ответственности: Атлантический океан, Баренцево море, Норвежское море, Белое море, объём добычи в 2010 году - 1 млн 157 тысяч тонн). С 2008 года сопредседатель Постоянного российско-норвежского комитета по вопросам управления и контроля за рыболовством. С 2009 года представитель Российской Федерации в НАФО.
Рыба Камчатского края
[
www.fishkamchatka.ru]