04 февраля 2014 ФАС отвечает ВАРПЭ
Президенту-Председателю Совета Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных Предприятий, предпринимателей и экспортеров Фомину А.В.
По результатам рассмотрения Вашего обращения от 26.11.2013 № АФ-24/01-436,| поступившего из Аппарата Правительства Российской Федерации письмами от 05.12.2013 № ПП-57471 и от 24.12.2013 № ПП-61152, ФАС России сообщает следующее.
Из обращения следует, что нормы Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве) создали ясные и эффективные принципы рыболовства, гарантирующие стабильность и возможность многолетнего планирования, благодаря которым за каждым предприятием на основе его производственной истории (вылов, налоги, рабочие места) были закреплены доли квот вылова на 10 лет, что и является "историческим принципом".
В целом ФАС России согласен с вышеуказанной позицией, однако следует отметить, что в период с 2008 года по настоящее время, благодаря предусмотренному частью 2 статьи 32 Закона о рыболовстве переходу права на добычу (вылов) водных биоресурсов от одного лица к другому лицу в порядке универсального правопреемства, большинство хозяйствующих субъектов, владеющих долями квот, были реорганизованы в форме разделения и (или) выделения, при этом доли квоты (или ее часть) практически всегда передавались вновь созданному юридическому лицу, который на момент такой реорганизации, по мнению ФАС России, не отвечал требованиям Закона о рыболовстве, так как одновременно с долей квоты такому лицу не передавались имущественные права, необходимые для осуществления такого вида деятельности как рыболовство (а именно имущественные права на суда рыбопромыслового флота, принадлежащие на праве собственности или используемые на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера или тайм-чартера, а также права на рыбопромысловые участки, необходимые для осуществления рыболовства). Данные юридические лица в большинстве случаев осуществляли реорганизацию в форме присоединения или слияния с иными юридическими лицами, осуществляющими добычу (вылов) водных биоресурсов или не осуществляющими такую добычу (вылов).
В связи с чем, хозяйствующие субъекты, самостоятельно формируют и перераспределяют между собой объемы долей квот на добычу (вылов) водных биоресурсов, право распределения, которых в соответствии с Законом о рыболовстве принадлежит Российской Федерации.
Данные нормы позволили сформировать теневой рынок оборота долей квот, хотя изначально закрепленные за хозяйствующими субъектами доли квот, по так называемому "историческому принципу", в большинстве случаев в монополистических размерах (от 55% до 100% долей квоты), получены данными субъектами на безвозмездной основе.
Кроме того, обращаем внимание, что в Законе о рыболовстве, как и в иных нормативных актах, принятых в отрасли, отсутствуют такие понятия как "исторический принцип распределения квот" и "производственная история", на которые Вы ссылаетесь в своем обращении, а также запрещен нерегулируемый оборот квот.
Поэтому, в Вашем обращении происходит подмена понятий, а не анализ существующих норм закона, регламентирующих порядок предоставления прав на пользование водными биоресурсами.
Исходя из содержания норм Закона о рыболовстве, предоставление преимущественного права на вылов водных биоресурсов на новый 10-ти летний срок рыбодобывающим компаниям, которые будут осуществлять вылов на дату распределения квот, без проведения торгов закреплено в части 1 статьи 31 Закона о рыболовстве.
То есть, в 2018 году преимущественное право на распределение квоты (то есть право на вылов) на новый 10-ти летний срок без проведения публичных процедур в виде аукционов предоставлено только юридическому лицу, осуществляющему рыболовство на дату распределения квот на основании заключенного договора о закреплении доли квоты на добычу (вылов) водного биоресурса.
При этом, следует отметить, что такой порядок предоставления и распределения прав между хозяйствующими субъектами закреплен только в Законе о рыболовстве, и не соответствует на сегодняшний день законодательству Российской Федерации, предусматривающему публичные процедуры предоставления государством каких-либо прав хозяйствующим субъектам или заключения каких-либо договоров (соглашений) с хозяйствующими субъектами, путем проведения конкурентных процедур.
Однако, ФАС России, с учетом специфики рыбодобывающей отрасли, считает приемлемым порядок предоставления преимущественного права на вылов водных биоресурсов на новый 10-ти летний срок без проведения торгов, только тем рыбодобывающим компаниям, которые осуществляют вылов на дату распределения квот, и в целом его поддерживает, о чем было заявлено на заседаниях Экспертного совета при ФАС России по развитию конкуренции в рыбохозяйственном комплексе, членом которого Вы являетесь, данная позиция также была представлена и в иные государственные органы.
При этом, существующий порядок распределения (определения) долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов лицам, которым предоставлено такое преимущественное право на вылов без проведения торгов, по мнению ФАС России, не отвечает целям поощрения (стимулирования) государством владельцев долей квот и ущемляет права рыбодобывающих компаний добросовестно осуществляющих рыболовство в течение 10 лет.
В связи с чем, предложения ФАС России в отношении изменения, так называемого Вами "исторического принципа распределения квот", заключаются в корректировке порядка распределения (определения) долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов между лицами, которым предоставлено преимущественное право на вылов без проведения торгов, путем исключения слов "всеми допущенными заявителями" из части 1 статьи 31 Закона о рыболовстве из пункта 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.08.2008 № 611, из пункта 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 604, из пункта 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.2008 № 605.
Оставшиеся при таком распределении доли квот, по мнению ФАС России, целесообразно реализовать на аукционе, где их смогут приобрести все желающие организации на равных условиях, а не путем теневых продаж.
Кроме того, о необходимости корректировки существующего порядка распределения (определения) долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов в рамках Экспертного совета при ФАС России также представлены предложения иными членами совета, которые также подлежат дальнейшему обсуждению.
Дополнительно сообщаем, что в настоящее время ФАС России в рамках исполнения поручения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации подготовлен законопроект о внесении изменений в Закон о рыболовстве о запрете участия в торгах на продажу прав на осуществление рыболовства юридических лиц, находящихся под контролем иностранного инвестора, который в настоящее время проходит процедуру согласования с соответствующими государственными органами.
Касаемо содержания Вашего обращения, в части того, что "ФАС России усмотрел нарушение антимонопольного законодательства в том, что тихоокеанских лососьей в разных районах промысла ловят в разные сроки и указал на установление единых сроков добычи, что равносильно единовременному сбору клубники на Кубани и на Камчатке", то сообщаем следующее.
В своем письме от 10.09.2013 № АК/35476/13 в адрес Минсельхоз России ФАС России указал, о недопущении нарушения антимонопольного законодательства, и приведении Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Росрыболовства от 06.07.2011 № 671, в соответствии с действующим законодательством, не допускающим не равных условий по продолжительности сроков осуществления одного вида рыболовства и добычи одних и тех же видов водных биологических ресурсов в одних и тех же границах промысловых зон (подзон).
Так, например, согласно указанным Правилам рыболовства вылов тихоокеанских лососей с применением дрифтерных сетей в целях осуществления промышленного рыболовства в Северо-Охотоморской подзоне исключительной экономической зоны допускается с 01 мая по 14 сентября текущего года, то есть в течение 4,5 месяцев.
Однако, для (осуществления промышленного рыболовства тихоокеанского лосося в границах прибрежной и береговой зон Магаданской области, относящейся к той же Северо-Охотоморской подзоне, срок вылова установлен с 01 июля по 15 сентября текущего года, то есть на два месяца позже и составляет всего 2,5 месяца.
В связи с чем, лицам, вылавливающим тихоокеанских лососей в промышленных целях в одних и тех же границах промысловой зоны (подзоны) установлены разные по продолжительности сроки вылова, что является предоставлением определенным хозяйствующим субъектам преимущественных условий, по сравнению с иными лицами, для осуществления одного и того же предпринимательского вида деятельности.
Кроме того, о недопустимости представления Вами недостоверной и искаженной информации по вышеизложенной теме, Вам было также указано 13.12.2013 на расширенном заседании Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию по теме "О поэтапном прекращении дрифтерного промысла тихоокеанских лососей в исключительной экономической зоне Российской Федерации" Председателем Комитета Г.А.Горбуновым.
Также, следует отметить, что в своем обращении Вы указываете только на один из вопросов, поднятых ФАС России в отношении проблем в законодательстве о рыболовстве, при этом умалчиваете об остальных вопросах, так же поднятых ФАС России, например, о созданных барьерах для рыбодобывающих компаний, которые чтобы осуществлять рыболовство (то есть определенный вид предпринимательской деятельности) должны заключить сразу два договора - договор о закреплении долей квот (или о пользовании водными биоресурсами) и договор о предоставлении рыбопромыслового участка, заключаемых по результатам 2-х конкурентных процедур, о наличии рантье, о продаже квот, о дроблении квот при осуществлении реорганизаций, о непрозрачных условиях торгов и т.д.
В отношении приведенных Вами показателей в части увеличения уловов на 43,8%, то обращаем Ваше внимание, что это не связано с так называемым "историческим принципом", а напрямую зависит от увеличения объемов общих допустимых уловов и рекомендуемых объемов вылова, устанавливаемых ежегодно в Российской Федерации на основании научных исследований, осуществленных подведомственными Росрыболовству организациями, неосвоение которых в течение 2-х лет подряд в размере 50% влечет принудительное прекращение прав на вылов.
Приложенная Вами к обращению таблица, содержащая сведения из Ростата, так же не отражает реальной ситуации в рыбодобывающей отрасли, так как динамика развития отдельных показателей рыбной отрасли за 2008-2012, указанная в данной таблице отражает результаты работы за этот период организаций и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в ФНС России по виду экономической деятельности (ОКВЭД 05.0), включающей в себя рыболовство, рыбоводство и предоставление услуг в этих областях.
В связи с чем, к примеру, данные об инвестировании, приведенные в таблице, не раскрывают направления денежных потоков по каждому рынку в отдельности, поэтому, из этих данных не возможно определить, сколько, как и куда проинвестированно непосредственно в развитие береговой прибрежной переработки, в развитие флота, в холодильные мощности и т.д. Если говорить о динамике показателей начисленной заработной платы, то необходимо напомнить, что основной объем заработной платы в рыбодобывающей отрасли, формируется с учетом северных надбавок и коэффициентов. Поэтому из приведенных Вами показателей, сделать однозначный вывод о динамике развития рыбодобывающей отрасли не представляется возможным.
При этом, согласимся с Вами в части информации, указанной в Вашем обращении, о том, что "... Наша рыба - дешевле мяса! ..." так как, ФАС России были выявлены факты продажи рыбодобывающими компаниями на экспорт рыбной продукции в разы ниже ее реальной себестоимости с целью ухода от уплаты налогов и вывода денежных средств за границу. В настоящее время материалы по данным фактам переданы в правоохранительные органы.
В целом по результатам рассмотрения обращения сообщаем, что стиль изложения Вашего обращения является недопустимым, а его содержание является необоснованным, и преднамеренно направлено на формирование негативного мнения о деятельности ФАС России и Минсельхоз России.
В связи с выявленными фактами, ФАС России и его должностные лица оставляют за собой право защищать честь и достоинство вплоть до судебных органов.
Временно исполняющий обязанности руководителя
А.Ю. Цариковский
Рыба Камчатского края
[
www.fishkamchatka.ru]